Приведены данные по экспериментальному измерению акустического сигнала вокальной речи русских этнопевцов методом слоговой артикуляции. В исследовании участвовали три группы исполнителей – традиционные певцы из различных регионов России, профессиональные и полупрофессиональные исполнители, работающие в фольклоризированной манере, и ученики автора. Для объективности анализировались 12 образцов фольклорных песен, исполненных аутентичными певцами и «перепетых» фольклоризированными исполнителями. Установлено, что в аутентичном голосе обнаруживается устойчивое присутствие частоты колебания в ≈700 Гц (это 698, 46 Гц – по таблице А. Веркмейстера, 700 Гц или немного выше). Есть основания полагать, что данная частота, являющаяся первой гармоникой к основному тону f в данном случае первой октавы и находящаяся на стыке низкой и средней певческих формант, имеет важное значение для обертоново-резонансного раскрашивания русского традиционного этнозвука. Выявлено, что ≈700 Гц: • проявляются на ноте f независимо от октавного расположения и всегда динамически активнее других гармоник; • присущи рече-певческой позиции, т. е. диалектной вокальной речи; • влияют на эстетические качества певческого звука. На ≈700 Гц: • выстраиваются обертоны натурального звукоряда, а также образуются специфические обертоны, которые проявляются при особых акустических условиях на длинных звуках-интонемах; • усиливается резонансное свойство звука; • межформантные области более плотные и насыщены гармониками. В фольклоризированном голосе эта частота присутствует только в 40% случаев, а в аутентичном – 90%. Эксперимент с усилением частоты ≈700 Гц на учащихся показал возможность обучения по методике гармонического усиления для улучшения вокального звука. Исходя из данных эксперимента и трудов других исследователей следует, что ≈700 Гц связаны с биофизическими свойствами рече-дыхательной системы, а значит, данная частота является природным акустическим механизмом.
$^1$РГПУ им. Герцена, Институт музыки, театра и хореографии