Синдром Дауна является хромосомным заболеванием, для которого характерны особенности строения речевого тракта и мышечная гипотония, влияющие на акустические параметры речевого сигнала. Цель исследования – сравнительный анализ временных и частотных характеристик речи детей с синдромом Дауна. В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет: с синдромом Дауна (СД, n=10) и типично развивающиеся (ТР, n=10). Запись и анализ речи детей проведены по методике, разработанной в Группе по изучению детской речи СПбГУ. Спектрографический анализ речи детей осуществлен в звуковом редакторе «Cool Edit Pro 2.0». Для слов и гласных из слов детей определены значения длительности и частоты основного тона (ЧОТ). Определяли значения формант, считали значения площадей формантных треугольников гласных и индексы артикуляции гласных. Показано, что длительности слов, ударных и безударных гласных в словах детей с СД значимо выше, по сравнению с соответствующими характеристиками речи ТР детей. Значения ЧОТ слов, ударных и безударных гласных из слов детей с СД выше, чем у ТР сверстников. Для детей с СД характерны низкие значения индекса артикуляции ударных гласных. Значения площадей формантных треугольников безударных гласных в словах выше у детей с СД. Таким образом, в исследовании получены данные об акустических характеристиках речи детей с синдромом Дауна и определены различия между детьми с СД и типично развивающимися детьми.
$^1$Санкт-Петербургский государственный университет