Современный подход к обучению специалистов в инженерно-технических и научно-практических сферах деятельности требует развития у учащихся навыков исследовательской работы. Такие навыки студенты (и школьники-старшеклассники) получают в процессе не только изучения естественных и технических дисциплин, но при выполнении работ практикумов в специально созданных лабораториях институтов, университетов и школ. При изучении естественных дисциплин, особенно физики, крайне важна экспериментальная работа практического характера, где студенты, в соответствии с предложенными им методическими описаниями, учатся пользоваться измерительными приборами, получать экспериментальные данные, обрабатывать полученные результаты, самостоятельно делать выводы из полученных опытным путем данных, пользоваться учебной и справочной литературой. Методические аспекты практических работ по физике, разрабатываемых на базе открытых научных данных, несколько отличаются от традиционных как по форме методических приемов, используемых при организации учебной деятельности, так и по масштабу применения различных технических средств для «экспериментов». Разрабатываемые лабораторные работы должны за отведенное на их проведение ограниченное время позволить учащемуся: • ознакомиться с областью науки или наук, к которым относится лабораторная работа; • освоить необходимую часть математического аппарата; • получить и самостоятельно обработать исходные данные для лабораторной работы, полученные из открытых источников; • довести обработку до конечных выводов и сравнить их с результатами подобных профессиональных научных исследований. В статье рассматривается серия практических работ, основанных на подсчете кратеров на Луне и Меркурии.
96.20.Ka Impacts, cratering
96.25.Pq Impact phenomena
96.30.Ys Asteroids, meteoroids
$^1$МГУ, Специальный учебно-научный центр - школа-интернат имени А.Н. Колмогорова\
$^2$МГУ, физический факультет