Обсуждается альтернативный новый подход к изложению вводного курса экологии, который может предшествовать изложению материала традиционных специальных учебных курсов по экологии, а для студентов неэкологов – выступать в качестве базового курса «Введение в экологию». За основу обсуждения взята подготовленная авторами рукопись учебного пособия с таким же названием. Это учебное пособие – первое в отечественной литературе, рассчитанное, прежде всего, на студентов, в котором сделана попытка расширить «нишу» экологических знаний, включив в курс материал, существенно выходящий за рамки традиционного, излагаемого в классических курсах экологии. Основная задача развиваемого подхода к изложению учебного материала заключается в том, чтобы дать читателю достаточный объем материала, позволяющий грамотно сориентироваться в проблемах, которые в настоящее время обычно называют экологическими, и которые стали опасными, прежде всего, из-за того, что в оценке своих взаимоотношений с Природой люди скорее склонны изменять Природу, чем свои представления о разумности этих взаимоотношений. Поэтому в рамках описываемого подхода экология рассматривается не как отдельно взятая наука, но гораздо шире – как проблемно ориентированная система междисциплинарных знаний о взаимоотношении человека и Природы в целом. Истинные причины проблем, именуемых экологическими, на самом деле часто выходят далеко за рамки традиционной экологии, а решение этих проблем требует дополнительных, в том числе и новых знаний, нового типа мышления. Наличие помимо основного материала, изучаемого в традиционных курсах экологии, достаточно большого объема информации из смежных областей, на взгляд авторов, позволит слушателю более объективно подойти к анализу тех или иных положений современной экологии.
87.23.Kg Dynamics of evolution
89.60.-k Environmental studies
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, физический факультет. Россия,119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 2.